О себе

Использование интерактивного метода в работе с детьми – сторителлинг

 

Мастер –класс 

«Использование интерактивного метода в работе с детьми – сторителлинг».

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Несколько лет назад в Европе придумали эту  фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»). Оригинальные кубики сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки.

Взяв за идею оригинальную версию игры, педагоги разработали свои «Кубики историй».

Это 9 кубиков, на каждой своей грани имеют яркую, предметную картинку, понятную детям дошкольного возраста, получается   54 картинки.

Больших затрат на изготовление этой игры не требуется, а игра получается интересная, эффективная и может использоваться в любом месте, в любое время и не требует дополнительного оборудования или литературы.

Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

«Кубики историй» — настоящий праздник воображения!                        

Игр с сюжетными кубиками невозможно сосчитать, их легко придумать самим – стоит только раз попробовать!

Играть можно уже с детьми ясельного возраста:

Дидактическая игра «Кубик потешек», «Мои любимые игрушки».  (вспомнить знакомые стихи А.Барто) песни, пальчиковые игры.

«Я кубик поверну, вам потешку расскажу». Покрутили кубик выпала картинка, например, петушок. Кто это? Рассказать потешку, рассмотреть петушка, обратить внимание какой красивый петушок, дать возможность детям сказать какого цвета перышки, как кричит петушок, показать как клюёт птица, походить как петушок, спросить кто есть у петушка (курочка цыплята) И так далее.

 Спросить детей про кого ещё хотят услышать, дать возможность детям самим покрутить кубик.

Можно на кубики наклеить сказки. Таким образом с помощью кубиков дети последовательно рассказывают сказку.

Детям младшей группы можно предложить рассказать о животном, или о предмете. Чтобы вызвать у ребёнка интереса -   загадать загадку. «Мягкие лапки, а лапках царапки». О ком эта загадка?  Предложить детям найди на картинке кошечку и рассказать о ней. Можно предложить алгоритм рассказывания. (кубики с картинками с последовательностью рассказывания)

  Кубики с алгоритмом рассказывания можно предложить, когда дети рассказывают о предмете, птицах, транспорте и т.д.

С помощью кубиков мы развиваем речь, сенсорные эталоны, знания об окружающем, внимание, мелкую моторику, коммуникативные навыки.

  Игр с кубиками с детьми старшего возраста

1. «Назови одним словом»

 - Найди картинки, на которых изображены предметы, которые мы носим.

  -Назови одним словом, что это? (Одежда.) Сосчитай сколько предметов одежды нашёл. А сейчас выберите зимнюю одежду и назовите её. Летнюю (название и цвет), что у нас осталось? (комбинезон). Какой одежды больше меньше.

* «Транспорт». Выберите средства передвижения. Назовите.

 -Назови одним словом, что это? (транспорт). Сосчитайте.   Выберите воздушный транспорт, сосчитайте. И так далее.

* «Продукты питания» (играют так же)

* «Семья».  Найдите картинки с изображением людей. Расставь по возрасту, сосчитай. Сколько людей мужского пола, женского, детей. Сколько людей с длинными волосами. И т.д.

2. «четвёртый лишний». Майка, юбка, шорты и автобус. Что лишнее? И почему?

3. «Что к чему подходит и объясни почему?

 -веник с ведром и кран с водой (мама наливает воду в ведро и моет пол)

Корзина и колбаса; мальчик и шорты. И т.д. кто больше подберёт пар.

Можно применять при автоматизации звуков.

1. Найди картинки слова в которых начинаются на звук «с», в середине слова, в конце. Кто больше?

2. Найди слова в которых 2, 3, 4 слога.

3. «Алфавит». Найдите  по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.

4.  Скажи какой, какое, какая. Например, картинка "солнце." что делает солнце? (Светит, греет, печёт), солнце какое?- (лучистое, яркое, желтое). И так далее.

Переходим к более сложному этапу работы с кубиками - рассказыванию:

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление. Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.  Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве… Когда-то давным-давно…

Жили-были… Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2.Основная часть истории. Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем? Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

Эту игру можно играть как с одним ребёнком, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и с подгруппой детей.

У каждой игры есть правила. В игре «Кубики историй» правила просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся о ком будет история, то есть выбираем главного героя. В истории может быть любой герой, даже карандаш, главное, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему переживать, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, смешная история).

 Сторителлинг – это повествование  мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

    В сторителлинге нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В этом случае важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребёнка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нём.

Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому истории можно составлять по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Прелесть игры, что правил может быть сколько хотите и вы наверняка придумаете какой-то свой способ игры. В этом и суть Кубиков Историй, что они выступают как бы инструментом, поводом, становясь на второстепенное место, а дети  играющие в них будут на первом. Любую картинку можно трактовать разными способами, а уж комбинации картинок всегда свяжутся в абсолютно разные рассказы. Таким образом одинаковых историй не получается, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая.

 Варианты игр:

 1. Один кубик. (дети берут по одному кубику и используя все стороны кубика составляют рассказ)

 -внимательно рассмотрите картинки, подумайте кто будет главный герой. Где живет, что делает?

2. Три кубика. (играют 2 ребёнка и составляют один рассказ, используя только 3 кубика).

- Расположите картинки как вы хотите. Подумайте и составьте рассказ.  

3. Игра для троих. (Дети берут по три кубика)

      - Расположите кубики как хотите. Подумайте о ком, или  о чем будете рассказывать. Один начинает рассказ, второй продолжает, добавляет свою часть не теряя смысла, третий заканчивает. Задача состоит в том, чтобы получился рассказ.

4.Грамотно выкладываем кубики. Играют все. Выбрали главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, смешная история). Задача придумать одну историю на всех.

5. Разбрасываем кубики и складываем друг за другом. (Рассказываем по цепочке.)

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «Фантазёрами», и придумать смешные рассказы про животных.

Не забудьте про призы за лучшую историю (конфета,жетон и др.,...)

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

Расширение запаса знаний об окружающем мире; Развитие всех речевых компонентов; Развитие высших психических функций; развитие логического мышления.

Развитие коммуникативных навыков детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий