Мастер класс
«Технология продуктивного чтения»
Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, является
задачей области речевое развитие, которая прописана в стандарте дошкольного
образования.
Традиционные методы не дают положительного результата. Современные дети не
внимательны, часто отвлекаются, не могут отвечать на вопросы по содержанию
текста.
И передо мной встала задача найти такие техники, которые бы позволили
решить данную проблему.
Именно технология продуктивного чтения способствует достичь тех
результатов, о которых говорится в стандарте.
Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными
методами позволяет сделать слушание литературных произведений
дошкольниками интересным и осмысленным.
Технология направлена на формирование коммуникативных умений.
Она обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
адекватно понимать автора, уметь осознанно воспринимать текст.
Данную технологию я активно использую в работе со старшими
дошкольниками.
При использовании данной
технологии придерживаюсь следующей стратегии
Первое - текст подбираю не знакомый детям (иначе
теряется смысл использования технологии);
Второе: текст заранее делю на
части: помечаю где будет первая остановка,
вторая остановка и т.д. Части по объему могут быть разными, здесь важно смысловое единство
внутри каждого отрывка.
Третье: Вопросы продумываю к каждой части текста.
Общий алгоритм работы по стратегии
«чтение с остановками» предполагает 3 этапа
Первый этап. Вызов. Работа с текстом
до чтения.
Цель: цель этого этапа - вызвать у детей
желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Приёмы использую разные:
- Могу кратко рассказать об авторе,
- сообщить название произведения, показать
иллюстрацию из произведения или рассмотреть обложку книги и спросить детей:
«Как вы думаете, о чём автор хочет нам рассказать?»
И дети высказывают свои предположения о
содержании произведения. Принимаю все идеи
детей.
В результате у детей
возникает желание услышать произведение.
2-ой этапе. Осмысление текста.
Работа с текстом во время чтения.
Медленно, художественно читаю произведение, небольшими
отрывками с обсуждением содержания каждого отрывка и прогнозом развития сюжета
Спрашиваю детей, а что будет дальше?
Выслушиваю предположения детей.
-А теперь послушайте, что говорит автор.
По ходу чтения веду комментирование прочитанного (объясняю
непонятные слова, речевые обороты, пословицы) - это обеспечивает «погружение» в
текст.
Во время работы с текстом использую разные
Простые вопросы, уточняющие вопросы,
интерпретационные,объясняющие вопросы, творческие
вопросы, оценочные вопросы, практические
вопросы.
Но обязательно должен быть вопрос
«Как вы думаете, что будет дальше?»
Результат данного этапа: понимание текста детьми.
3 этап. Рефлексия. Работа с
текстом после чтения.
Этап предполагает:
беседу о прочитанном; обсуждаем с детьми героев, их поступки. Кто из них
больше понравился? Почему?);
возможно повторное обращение к заглавию произведения: «Как бы вы по-другому
назвали этот рассказ?); или
Придумай другой конец произведения»,
На этом этапе проводится любая творческая работа; рисунок к произведению,
можем драматизировать.
Эти приёмы усиливают эмоциональное и смысловое восприятие текста
И как Результат данного этапа полноценное понимание
текста детьми.
Эти три этапа обязательны при использовании данной
технологии.
Таким образом приёмы и методы технологии продуктивного чтения
позволяют сохранить активность детей, делают
слушание осмысленным, развить у детей навыки вдумчивой работы с
информацией, с текстом.
И тем самым решить те задачи речевого развития, которые прописаны в
стандарте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий