О себе

Технология продуктивного чтения

 

Мастер класс

«Технология  продуктивного чтения»

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, является задачей области речевое развитие, которая прописана в стандарте дошкольного образования.

Традиционные методы не дают положительного результата. Современные дети не внимательны, часто отвлекаются, не могут отвечать на вопросы по содержанию текста.

И передо мной встала задача найти такие техники, которые бы позволили решить данную проблему.

  Именно технология продуктивного чтения способствует достичь тех результатов, о которых говорится в стандарте.

Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать слушание литературных произведений дошкольниками интересным и осмысленным.

Технология направлена на формирование коммуникативных  умений. Она обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать автора, уметь осознанно воспринимать текст.

 Данную технологию я активно использую в работе со старшими дошкольниками.

 При использовании данной технологии  придерживаюсь следующей стратегии

Первое - текст подбираю не знакомый детям (иначе теряет­ся смысл использования технологии);

Второе: текст заранее делю на части: помечаю где будет первая остановка, вторая остановка и т.д. Части по объему могут быть разными, здесь важно смысловое единство внутри каждого от­рывка.

Третье: Вопросы продумываю к каждой части текста.

  Общий алгоритм работы по стратегии «чтение с остановками» предполагает 3 этапа

Первый этап. Вызов. Работа с текстом до чтения.

Цель: цель этого этапа -  вызвать у детей желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.

Приёмы использую разные:

- Могу кратко рассказать об авторе,

- сообщить название  произведения, показать иллюстрацию из произведения или рассмотреть обложку книги и спросить детей: «Как вы думаете, о чём автор хочет нам рассказать?»

 И дети высказывают свои предположения о содержании произведения.   Принимаю все идеи детей.

  В результате у детей возникает желание услышать произведение.

 2-ой этапе. Осмысление текста.

Работа с текстом во время чтения.

Медленно, художественно читаю произведениенебольшими отрывками с обсуждением содержания каждого отрывка и прогнозом развития сюжета

Спрашиваю детей, а что будет дальше?

 Выслушиваю предположения детей. 

 -А теперь послушайте, что говорит автор.

 По ходу чтения веду комментирование прочитанного (объясняю непонятные слова, речевые обороты, пословицы) - это обеспечивает «погружение» в текст.

 Во время работы с текстом использую разные

Простые вопросы, уточняющие вопросы,

интерпретационные,объясняющие вопросы, творческие вопросы, оценочные вопросы, практические вопросы.

Но обязательно должен быть вопрос

«Как вы думаете, что будет дальше?»

Результат данного этапа: понимание текста детьми.

 3 этап.    Рефлексия.  Работа с текстом после чтения.

Этап предполагает:

беседу о прочитанном; обсуждаем с детьми героев, их поступки. Кто из них больше понравился? Почему?);

возможно повторное обращение к заглавию произведения: «Как бы вы по-другому назвали этот рассказ?); или

Придумай другой конец произведения»,

На этом этапе проводится любая творческая работа; рисунок к произведению, можем драматизировать.

Эти приёмы усиливают эмоциональное и смысловое восприятие текста

И как Результат данного этапа полноценное понимание текста детьми.

Эти три этапа обязательны при использовании данной технологии.

  Таким образом приёмы и методы технологии продуктивного чтения позволяют сохранить активность детей, делают слушание осмысленным, развить у детей навыки вдумчивой работы с информацией, с текстом.

 И тем самым решить те задачи речевого развития, которые прописаны в стандарте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий